Ваге Акопян: от радиоуправляемых моделей к большому автоспорту
Сезон RDS Open для пилота из Краснодара Ваге Акопяна начался с хороших результатов. В Ростове-на-Дону и в Рязани в квалификации ему удалось преодолеть планку в 90 баллов, а в парных заездах Ваге был максимально близок к призовому подиуму. По итогам двух этапов в зачёте PRO он занимает четвертую позицию. В интервью пилот рассказал нам, с чего началось его увлечение дрифтом, и как десятки жизненных обстоятельств буквально вели его к достижениям на треке.
Ваге, как
пришли в дрифт и почему именно эту дисциплину выбрали для себя?
Это долгая история, своё начало берёт из детства. Важно отметить, что меня тогда увлекали буквально все устройства, работающие на внутреннем сгорании. Помню, мы гуляли с мамой по улице Красной в Краснодаре и там был магазинчик «Моделист». Мы зашли туда, и я увидел в первый раз в жизни вот эти маленькие моторчики, самолеты. Меня это заворожило. Жили мы тогда довольно скромно и не могли себе позволить ничего купить из ассортимента. Но каждый раз, когда мы гуляли, мама мне разрешала заходить, потрогать, посмотреть.
Как детская
мечта проходила трансформацию во вполне себе взрослый спорт?
Когда я вырос, мой друг детства Денис
Андреевский купил
себе радиоуправляемую модельку машины, так называемую «дрифтелку». Он принес,
показал мне, и детский интерес разгорелся с новой силой. На тот момент у меня
уже была сеть магазинов игрушек, и он так зацепил меня этой своей машинкой, что
я решил открыть у себя в сети новое направление радиоуправляемых моделей. Ту
первую игрушку друга я взял в управление и случайно сломал. Пришлось отвезти в
ремонт в другой магазин, там я познакомился с Алексеем Крутофалом, который умел ремонтировать эти
устройства, и переманил его к себе на работу. И так нас закрутили
радиоуправляемые модели: у нас было авианаправление, были суда и, как раз, дрифт. Я в Краснодаре — первый, кто построил
стационарный дрифт-трек для радиоуправляемых моделей. Мы устраивали чемпионаты
со своим призовым фондом до 50 тысяч рублей. На тот момент получалось очень
круто развивать это направление. Но кризис 2014 года сильно повлиял на нашу
работу, приоритеты потребителей изменились. В этот период мы ушли в другой
бизнес — открыли сеть магазинов продуктов питания.
Но если мы с Вами общаемся на этапе RDS Open в 2025 году, значит, что история с дрифтом для вас не закончилась на радиоуправляемых модельках?
Да, как полагается, случай изменил всё. Мы на Красной Поляне катались, и товарищ предложил мне заехать на СДЧ. Билетов тогда уже не было, и мы смотрели на происходящее из-за забора. Там туда-сюда ходил Аркадий Цареградцев. Важный такой! Я его подозвал и говорю: «Ты тут главный?», — он говорит: «Да». Я попросил нас пропустить, объяснил кто я и зачем хочу попасть за забор. Аркадий Петрович пошёл навстречу, и мы зашли. И вот это был первый раз в жизни, когда я увидел настоящий дрифт.
Я после этого в трансе находился где-то неделю. Реально, все мои мысли были о том, что сделать, чтобы попасть в это комьюнити и приблизиться к автоспорту. Друзья тогда сказали, что за 500 000 рублей смогу построить нормальный корч для старта. Я подумал и купил вот эту BMW e46.
Пока она строилась, я активно начал ездить на все дрифт-мероприятия, которые существуют, пересмотрел все видео. Начал понемногу разбираться в пилотах, познакомился с правилами гонок.
Когда я начал занятия, я очень плохо ездил. В голове было понимание, как машина по треку должна двигаться, но перенести это на практику оказалось невероятно сложно. И вроде хотелось с кем-то заниматься, но с другой стороны — кто со мной захочет заниматься, если я вообще «нулевый». Мне были нужны хотя бы азы.
Когда у меня появилась некоторая насмотренность в дрифте,
мне очень сильно импонировал Дамир Идиятулин. Конечно, есть Аркадий Петрович,
есть легенда нашего дрифта Гоча, но я понимал, что их стиль и моя душевная
составляющая разнятся.
Теперь Дамир
Идиятулин — ваш тренер и
споттер. Когда началась ваша совместная
работа?
С Дамиром мы начали работать в прошлом году в Рязани. Я бесконечно добивался его внимания ко мне, как к спортсмену, но Дамир отнекивался, так как не видел во мне перспективного пилота. А он все-таки хотел вкладывать свои силы в людей, которые могут дать результат и успешно реализоваться на треке. И в Рязани в 2024 году мне все-таки удалось уговорить его позаниматься со мной.
Так мы начали работать и постоянно улучшать мои показатели. В процессе было выявлено много проблем. Когда смотришь на дрифт со стороны, кажется, что все достаточно легко, но на самом деле есть очень много нюансов, в которых я разбираюсь до сих пор. Дамир объясняет мне причинно-следственные связи, и я часто удивляюсь, насколько, казалось бы, мелкие детали влияют на общий результат.
В рамках RDS
Open в Рязани вы показали уже серьезные результаты. Как оцениваете результаты
вашей совместной работы?
В целом, как Дамир мне говорил, у меня был любительский дрифт, а он обучает гоночной езде. Я пока что не считаю, что достиг абсолютного профессионализма, но мой стиль сейчас в стадии формирования.
У меня было много серьезных ошибок, которые Дамир исправил, но есть вещи, которые изменить сразу не получится — нужен накат. Например, на этапе RDS Open в Рязани Дамир мне сказал, что я правой ногой на постановке перетормаживаю. Я согласился, а на тренировке снова заметил, что моя нога в этом моменте опять на тормозе. Я стараюсь оперативно вносить изменения, но, конечно, в дрифте всё приходит с опытом.
Давайте
поговорим про ваши дрифт-кары. BMW e46 — это ваша первая профессиональная машина?
Это первая машина, которую я купил. Пока она строилась, я
взял еще один автомобиль — Toyota Altezza. Его я выбрал изначально, чтобы
оттуда забрать себе мотор на BMW e46. Но в итоге мне так жалко стало, что я
решил из недостроенного проекта Toyota собрать полноценный автомобиль. Подходил
на параде пилотов к Дамиру, консультировался по настройкам. И как бы я ее не
настраивал, ездить — не получалось. И тогда я поменял его подвеску на Wisefab.
И мне стало проще.
В вашей нынешней BMW e46 какие есть преимущества?
Эта тачка вообще очень сильно валит. Просто огонь! Из плюсов — передняя рейка, что помогает в управлении. Машина очень быстрая и с завода сбалансированная, 50 на 50 развесовка. Некапризный автомобиль, даже если ты не попал в настройки — она все равно поедет.
Машина —
идеальная, тренер — профессионал. При таких вводных, какие у вас цели на
сезон?
Я лично для себя наметил перспективу стать чемпионом сезона. Научиться, так сказать, быть чемпионом, потому что психологически к этому тоже нужно прийти. И если Дамира скажет, что я уже готов попробовать свои силы в RDS GP, то поеду в следующем году в GP. У меня есть возможность поехать три этапа серии Гран-при в этом году по уайлд-кард (wild card), но я даже не думаю об этом. Почему? Потому что это самый сильный чемпионат у нас в стране. И я считаю, что если ты в нем участвуешь, ты должен показать результат. Если ты занимаешься этим, раз ты поверил в себя, у тебя есть столько сил, то ты должен это показать на треке.
В серии RDS Open я могу набраться опыта, спокойно поработать со тренером, разобрать все свои ошибки. А в RDS GP для этого уже нет возможности — там нужно биться. Подожду пока. Время покажет. Время — самый лучший судья.
Какая ваша
любимая трасса? Есть ожидания в этом отношении?
Мне очень сильно понравился Нижний Новгород. Трасса ходовая, техничная, много перекладок, сложные задания. Очень крутое место. На втором месте у меня идёт Рязань. На последнем — Казань. Очень сложная постановка для неопытных людей, как я.
Кого
считаете главным конкурентом?
На мой взгляд, мы здесь — не конкуренты, а главное соревнование сейчас я веду сам с собой. Когда ты проигрываешь, это случается из-за твоих ошибок, а не из-за внешних обстоятельств или других спортсменов. Дрифт — это такая вещь, если ты не совладал с собой, ты можешь в любом заезде проиграть, а если совладал — выиграть. Все от тебя зависит.
Мне хотелось бы проехаться с Дамиром, но не в RDS GP, к этому я пока не готов. Очень бы хотел заезд с Гочей. С Царём я уже ездил гонку и ему проиграл, теперь нужен реванш.
Много
говорили сейчас про настрой. Что помогает настроиться перед заездом вам, как
пилоту, показывающему результаты?
Я все время вспоминаю то, что я очень счастливый человек, на самом деле: у меня любящая жена, дети дома меня ждут, у меня хорошая команда, самый лучший тренер. У меня есть всё, я в балансе. Каждый раз сажусь за руль и благодарю Бога за все, что он мне дал.
Конечно, мы все хотим победить, но удовольствие мы получаем
именно от процесса.
Я всегда думаю: «Чувак, у тебя есть всё, просто наслаждайся!»
Ну и в
завершении, дайте три совета начинающим пилотам, которые прочитают это
интервью. Как прийти в профессиональный дрифт и достигать первых результатов?
1. Посмотрите все возможные видео про
дрифт;
2. Покупайте готовую машину, не нужно
строить первую машину самому;
3. Не бойтесь ездить в дождь. Если
научитесь управлять машиной на мокром асфальте, в солнечную погоду вам будет
проще.