Анатолий Щербак: от мира компьютерных игр до чемпионства в RDS Open
Пилот Российской Дрифт Серии Анатолий Щербак — уникальный человек, которому удается сохранять абсолютное спокойствие в жизни и показывать одни из самых агрессивных заездов в чемпионатах, а также трансформировать свой гоночный опыт в программирование игровых продуктов и применять онлайн-разработки в настройке реального автомобиля. За что пилот любит RDS Open и кому благодарен за подиумы в сезоне — в нашем интервью.
Анатолий, сегодня вы — чемпион сезона RDS Open в зачёте PRO. Расскажите, как вы пришли в дрифт?
Попасть в дрифт я мечтал давно, но получилось это не сразу. У меня не было знакомых, я не понимал, где покупать машину, как выглядят поездки на соревнования, какой должна быть моя команда. В итоге я просто пошел в гоночную школу кататься по треку на время. И это мне было понятно. У меня тогда была машина Nissan Skyline, и я думал, что на таком более-менее спортивном автомобиле можно достигать первых результатов в автоспорте.
Потом я поменял машину и стал участвовать в любительских чемпионатах по тайм-атаку. У меня появился тренер — Максим Гордюшкин, который за год многому меня научил. Я стал зарабатывать первые кубки и участвовать в профессиональных соревнованиях по тайм-атаку на результат. Потом я занимался и раллийными гонками, и даже кольцевые немного пробовал. Мне очень понравились ралли-кросс и ледовые гонки на переднем приводе на шипах. Я стал кандидатом в мастера спорта, занял четвертое место в сезоне, но ралли-кросс мне уже немного надоел. Тут-то я и решил, что пришло время вернуться к мечте и заняться дрифтом.
Мне начали строить машину. Кстати, это был тот же кузов 200SX (изначально с левым рулем), на котором я стал чемпионом в этом году. Но процесс постройки тогда затянулся, и в итоге, через год я психанул — купил Nissan Silvia S13 голубого цвета, которая уже могла ездить. На этой платформе я начинал свой путь, и до сих пор она у меня осталась, но сейчас вместо 2JZ в ней стоит мотор GM LT5 с системой непосредственного впрыска топлива, который наша команда CarX Motorsport первой в мире смогла запустить на гоночном блоке управления Motec.
Путь в дрифт был тернистым, но для меня оказалось важным понять изначально, как устроен автоспорт, а после этого основательно подходить к дисциплине, которой грезил.

А за что вы любите дрифт?
Я очень люблю дрифт за то, что здесь работает принцип: если твоя машина едет — ты можешь точно показывать результат. Здесь мощность автомобиля имеет значение, но от нее не зависит общий результат твоего заезда, в отличие от кольцевых гонок. Там у кого-то на 10 лошадиных сил больше, у кого-то меньше — это влияет на итог гонки. Ты исключительно на своем таланте можешь проехать неплохо, но чемпионом не станешь. Дрифт же более эмоционален, здесь можно показать результат на собственной экспрессии и как самому получить удовольствие от заезда, так и порадовать зрителей красивым автоспортивным шоу.
Безусловно, в дрифте мне нравится мощь автомобилей, дающая эту самую экспрессию и море дыма. Забегая вперед, скажу, что мы планируем поработать с более объемными моторами. Мы уже начали делать несколько проектов на разных моторах V8. Для себя я понял, что в RDS GP мне хочется соревноваться на более мощном автомобиле с 8 цилиндрами под капотом, а вот в RDS Open мне комфортно и на 2JZ.
Ваша жизнь вне дрифта тоже связана с гонками, но только с их компьютерным форматом. Расскажите о ваших проектах в CarX Technologies.
Я являюсь одним из основателей CarX Technologies, у меня еще два партнера, с которыми мы начинали, ну и отличная команда. В 2014 году мы запустили наш первый продукт, который можно было скачивать, и вот постепенно растим нашу компанию. Мы делаем раллийные симуляторы, есть дрифт-игра, есть игра в формате уличных гонок. Наши продукты доступны на приставках, ПК и даже на телефонах.
Ваш
пилотский опыт помогает в разработке?
Я непосредственно отвечаю за физику
машины в компании. Я программист-математик, делаю математические модели
покрышек, двигателя. Моя ответственность — хорошая управляемость автомобилей на
руле, клавиатуре или джойстике. И мое увлечение автоспортом очень помогает
передать пользователям достаточно точный опыт управления.
Я и сам маневрирую между реальными гонками и игровыми продуктами. То у меня реальная машина едет лучше, чем в игре, потом я что-то в игре дорабатываю, и она уже лучше в онлайне, чем в жизни. Когда понимаю, что в реальности меня что-то не устраивает в автомобиле, дорабатываю, используя опыт программирования. Я стал единственным в России, кто поставил на дрифтовый автомобиль электрическую рейку, и я получил то, что хотел. И вот так, доработав реальный автомобиль с применением геймерского опыта, я впервые стал получать удовольствие от рулежки.

Вы выступали
в двух сериях — RDS GP и RDS Open. Какой чемпионат ближе по духу?
Мне ближе RDS Open, потому что в
Гран-при РДС, как по мне, более напряженная атмосфера. Там и пилоты, и даже
организаторы сильнее напряжены. А вот «второй дивизион» кажется идеальным в
плане общего настроения. Может, потому что Дмитрий Андреевич Добровольский
(прим. — директор РДС) сам в руле ездит, поэтому все на расслабоне чуть-чуть
проходит (смеется).
Как
оцениваете прошедший сезон RDS Open?
Наверное, у меня самый яркий сезон в
жизни. Эмоций много, и ехать получалось лучше, чем в другие годы. Мы и по
машине сделали результат. Мой тренер Антон Козлов (прим. — вице-чемпион RDS GP,
пилот Carville Racing) этой зимой провел большую работу со мной, и то,
что я был на тумбе так много раз — в том числе его заслуга.

В жизни вы
довольно спокойный человек, а на треке показываете невероятно агрессивные
проезды. Как настраиваетесь на старте?
На самом деле, я довольно спокойный. Если я проиграю, я не
расстраиваюсь надолго, и если у меня что-то не получается, я очень быстро
отхожу. Я никогда не бью машину, никогда не кричу, и это мое большое
преимущество. Раньше я ругал себя за свой мандраж, но потом понял, что другие
пилоты нервничают в разы сильнее, а мое волнение меня лишь правильно подстегивает.
Но чтобы так воспринимать происходящее вокруг, нужно было проделать большой
путь.
Какой этап в
этом сезоне для вас стал любимым, а какой запомнился с худшей стороны?
Для меня именно тяжелым был этап на «Красном кольце». Всем,
наверное, тяжело было и с временным лагом. Подрасстроился я в Рязани, когда
проиграл. Но в целом, со мной остались только хорошие эмоции, приятно
вспомнить, как занял первые места в Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге. На
NRing был интересный конфиг — и постановка, и трасса ходовая.
Впервые RDS Open проходил на Moscow Raceway, но там я был погружен не в гонку, а в настройку автомобиля. Моя машина была сломана, был загнут один шток амортизатора, а мы этого не знали, из-за этого у меня руль закусывал, и я не мог нормально ехать. И мне бы хотелось заново проехать эту трассу, чтобы правильно распробовать ее в рамках чемпионата.

Вы
рассказали про мучения с автомобилем на некоторых этапах сезона. Но мы знаем,
что у вас теперь есть проект, который поможет начинающим пилотам сразу собрать
неплохой автомобиль для дрифта. Поделитесь подробностями.
Да, мы с Денисом Мигалем и Александром Смирновым запустили
свой проект в Дубае FreshX Racing. Миссия проекта в том, чтобы сделать технологии
строительства дрифтового автомобиля более доступными. Идея проекта в том, что
ты покупаешь кузов в своей стране и заказываешь в нашей компании всю остальную
начинку. К тебе в коробках приезжает двигатель, подвеска, обвес, все фитинги,
шланги, кронштейны, болтики, а также инструкции по сборке, и ты создаешь эту
машину за несколько месяцев с механиком. Он, к слову, может не иметь большого
опыта в сборке дрифтовых машин, его базовых навыков должно хватить.
По факту, начинающему спортсмену не нужно нанимать инженера, не нужно закупать лишние запчасти — ты можешь сразу ворваться в дрифт и иметь конкурентную машину. А механики при сборке смогут получить свой опыт и развить навыки коммуникации с пилотом. Мне кажется, этот продукт сможет помочь развитию мирового дрифта.

Как опытный
спортсмен, дайте, пожалуйста, три совета тем, кто только начинает свой путь в
дрифте.
Я бы посоветовал построить машину в
формате, о котором я рассказал ранее, собрать небольшую команду — хотя бы
одного механика и менеджера, и параллельно развивать навыки управления
автомобилем на симуляторах и учить правила дисциплины. Найти тренера по дрифту,
возможно найти наставника из опытных пилотов, которые смогут показать путь и
научить работать с психологией в спорте. Дрифт хорош тем, что в него может
прийти пилот практически любого возраста и через пару лет уже показывать
хорошие результаты, обрести новое хобби или заниматься этим профессионально.


